Играющие в игру с клюшкой и мячом делятся на две команды, по 5-15 человек в каждой, выбирают двух вожаков и вооружаются клюшками.
На площадке краской отмечают четыре параллельные линии, обозначающие границы двух «городов». Длина этих границ определяется числом играющих: на каждого отводится 2 шага.
Каждая команда выстраивается шеренгой на передней границе своего города по всей ее длине. На середину поля, разделяющего города, выходят вожаки и меряются на клюшке: так определяется, какой команде начинать игру.
По сигналу судьи вожак команды, начинающей игру, кладет перед собой крокетный шар (или мяч) и ударом клюшки направляет его к городу противников. Играющие другой команды, не переходя в поле за черту, задерживают мяч и отбивают его обратно.
Так поочередно команды бьют по мячу; каждый раз, когда он перекатится через заднюю черту города, судья засчитывает команде, которая била, 1 очко.
Задерживать мяч могут один или несколько человек сразу; бить же по мячу должен только один.
Для того чтобы ударить по мячу или задержать его, играющий может временно покидать свое место и отходить от передней границы на территорию города.
Если мяч не докатится до передней черты противоположного города, то команда, которая била, проигрывает 1 очко; если мяч перекатится через заднюю границу города, то бьет проигравшая команда.
Выигрывает команда, которая раньше наберет 10 очков.
При повторении игры с клюшкой и мячом команды меняются городами. Если после второй схватки число очков у обеих команд будет одинаковым, то играют третий раз.